среда, 10 июля 2013 г.

Женщина и Коран. О запретах, которых нет


Нет запрета на художническую деятельность ни для первых, ни для вторых. Сегодня, накануне праздника, который признают, пожалуй, все мусульманки Крыма, Украины и многие мусульманки других стран, нам более другого важно знать, какие другие запреты не установил Всевышний для той, которую сотворил «из одной души с мужчиной» (Коран: сура 4, аят 1; сура 7, аят 189).
По поводу хиджаба, одного из самых злободневных «восточных вопросов» последних двух лет в СМИ России, Украины и Европы, в Коране записано: «… Пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди… и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они носят украшения» (24, 31). Предписания покрывать голову, тем более – лицо, в сурах Божественного Откровения нет. Аль-Куртуби поясняет, что запрет оставлять непокрытыми волосы исходит от Пророка Мухаммеда (да пребудут с ним мир и благословение Аллаха). Лицо и руки, по мнению Пророка, могут оставаться доступными обозрению. Строгий Аль-Куртуби не оставил без внимания запрет на «биение ногами» и пояснил: «Так что звук ее браслета на ногах можно слышать. Намеренно слышать украшение слышимым значит то же, что и явно его показать или еще хуже того».
Нет в Коране запрета на свободное передвижение женщины вне дома. 33-й аят 33-й суры «пребывайте в своих домах» адресован женам Пророка. Сайид Кутб (XX в.) заметил, однако: «Эта заповедь не значит, что они постоянно должны сидеть по домам, никуда из них не выходя».
Нет запрета на посещение женщинами мечети и пребывание их в первых рядах среди мужчин. 71-й аят 9-й суры гласит: «Верующие мужчины и женщины друзья и охранители друг другу. Они побуждают друг друга к добру и удерживают от порицаемого, совершают молитву, дают закят…» Женщины посещали мечеть наравне с мужчинами в годы жизни Пророка. Известно также, что при Аббасидах (VIII-XIII вв.) мужчины нередко молились позади женщин. Обычай неразличения места мужчин и женщин в мечети восстанавливается сегодня в мусульманских общинах ЮАР и Европы (свидетельство и практика имама Фарида Исаки, автора книги «Быть мусульманином»).
Мусульманка свободна в своем выборе, когда она решает, заниматься ей общественной деятельностью или нет, трудиться вне дома или нет. «И Господь возвестил им: "И не допущу я, чтобы пропало деяние кого-нибудь из вас, как мужчин, так и женщин: вы один из других»"» (3, 195). Среди первых мусульманок было немало женщин, которые успешно сочетали свои семейные обязанности с общественными. В частности, изучение и распространение ислама осуществлялись тогда в значительной мере благодаря женщинам. Первой среди таких женщин хадисы называют супругу Пророка Аишу бинт Тальха, обладавшую даром красноречия. Современники восхищались также дочерью Сайда бен аль-Мусайяба, знавшей наизусть Коран, Фатимой бинт Ааля ад-Дин ас Самарканди, знатоком фикха (мусульманского права). Женщины, приобщившиеся к «прямому пути» в первые десятилетия хиджры, участвовали и в джихаде. Первые героини мусульманской истории Аиша бинт Абу Бакр, Умм Суляйм и Насиба бинт Кяаб выходили на поля сражений наравне с мужчинами, Насиба претерпела одиннадцать ранений, потеряла руку. Она же вместе со своей сестрой по вере Умм бинт Амру ас-Сулямийя участвовала в переговорах Пророка с противниками ислама.
Со временем роль мусульманки в обществе стала более скромной, сфера реализации ее талантов в основном ограничилась границами семьи. О подлинных границах ее свободы вспоминали все реже. Но с середины XIX в., с декларации виднейшего арабского просветителя Бутруса аль-Бустани начинается процесс возрождения статуса женщины в мусульманской умме, статуса, предопределенного Божественным Откровением. Этот процесс, все более проявлявшийся как в арабском, так и тюркском, иранском сообществах, несколько десятилетий спустя получил яркое выражение в просветительской деятельности Измаил-бея Гаспралы. В начале XX в. постепенно складываются новый тип и образ мусульманской женщины. Она была готова к переосмыслению своих прав и границ своей свободы. В 1917 г., после февральской революции, движение идей перерастает в движение организаций, и крымскотатарские женщины одними из первых в мире тогда ясно заявили о необходимости перемен. Их лидер Шафика-ханым Гаспралы, одушевленная повсеместным тяготением крымских девушек и женщин к равноправию, писала тогда: «Необходимо каждую пятницу устраивать для женщин специальные лекции или слушать проповеди непредубежденных мулл… чтобы знать права женщин в исламе». Она осознавала, что русское демократическое государство способно уравнять мусульманок в правах с мужчинами, но так же ясно осознавала, что потенциал справедливости в исламе достаточен для того, чтобы опираться на него в диалоге с европейской или русской демократией.






Комментариев нет:

Отправить комментарий